Детство и юность
— Я родился в год Великой Победы, в июле 1945 года в городе Чимкенте (Казахстан). Отец там работал. Потом, мне не было еще и года, отца перевели на Украину, в Черновцы.
Учеба в консерватории
— Учеба в Ленинградской консерватории — это лучшие и самые интересные годы. Творческая среда, именитые преподаватели и музыканты, знакомство с классической и современной музыкой, концерты — все это, несомненно, повлияло на мое становление. Мы впитывали все как губка. Посещали занятия в классах Браудо (орган), Голубовской (фортепиано), Ваймана (скрипка), Ростроповича (виолончель) и, конечно,
Работа в Краснодарском институте культуры
— В Краснодаре только открылся институт культуры. Но знакомство с городом и с местом работы началось с разочарований. Это сейчас город разросся, вырос, а в семидесятые это была станица. Я ехал в такси и все спрашивал: «А когда же город?». Вокруг частные дома и «сталинки». Институт искусств оказался институтом культуры. В Ленинграде такие вузы совсем не котировались. И я решил, что больше чем на полгода здесь не задержусь. В институте тогда работали профессионалы, средний возраст которых не превышал 27 лет. Настоящая команда единомышленников. Все неистово увлекались работой. Студенты также проявляли такое невероятное рвение к знаниям… И я сказал себе: ну нет, никуда я не уеду.
Диссертация
— А потом я стал писать диссертацию. И так увлекся наукой, что буквально заболел. Я хотел измерить неизмеримое — искусство. В Москве я проводил все дни в Ленинке. Я познал, изучил педагогику, все ее методы, общую психологию как науку, социологию, математическую статистику… То есть то, что по природе мне было неведомо. Тем самым значительно расширил кругозор. В 1980 году защитился, стал кандидатом педагогических наук. Потом десять лет работал деканом в институте культуры: 200 преподавателей, 800 студентов… Почти круглосуточная работа. Мне неоднократно говорили: займись организацией оркестра. Но было некогда. А я привык делать дело хорошо или очень хорошо. Третьего не дано. Но вот звезды сошлись в один прекрасный момент.
Оркестр «Виртуозы Кубани»
— В 1993 году я смог вырваться из деканата, ушел в отпуск. И тут мне звонит начальник управления культуры края Юрий Симакин, мой однокурсник. Уговаривает стать худруком театра оперетты. Я походил туда на репетиции пару раз, понял, что моего здоровья, чтобы вытащить оркестр из дыры, не хватит. И тогда предложил Симакину организовать профессиональный оркестр народных инструментов. Он согласился. Директор филармонии Владимир Бурылев тоже загорелся идеей, предоставил чердак для репетиционного зала. Объявили конкурс. Отобрали лучших. Но нет инструментов… И нет денег, чтобы купить. Что делать? И тогда нашелся спонсор — директор одного из краснодарских банков. Он задал всего один вопрос: «У вас получится?». И буквально через пять минут я стоял в кассе, где мне выдали просто фантастическую по тем временам сумму наличкой. Почти целый чемодан. Жена вшила мне в брюки пояс, в который положили деньги, и я поехал в Москву за покупкой инструментов. Тогда я поднял на ноги всех мастеров Москвы, своих
О культуре и государстве
— Россия всегда считалась великой культурной державой. Если культура в опасности, то и государство тоже. И культура — это отражение национальной сущности государства. Российскому государству — русская культура! Что и было на протяжении многих десятилетий. И при советской власти культура культивировалась именно как советская. И она была очень высокого уровня. Сейчас идет размывание сущности. Молодежь поет иностранные песни, даже песни на русском языке звучат как иностранные. Мы стремимся быть похожими на Запад. И в культуре — то же самое. Идет подмена в образовании, в экономике… Подменяются многие русские слова. Современные процессы объединения, сближения частей света и народов, их населяющих, приводят к интенсивной борьбе. Вначале на уровне жизненных, эстетических ценностей — как одеваться, какую музыку слушать, как вести себя по отношению к женщине, как и на каком языке разговаривать — иначе говоря, это все приметы «внешней культуры». А потом и далее… Что заставляет русскую культуру отступать под напором богатых и «интересных» иностранцев? Почему у нас такая зависимость от Запада? Надо брать пример с китайцев. Как они гордятся своей многовековой культурой! Должна быть пропаганда нашей культуры, воспитание с пеленок, внедрение национальных корней. А у нас что сейчас вещают по телевидению, радио, с высоких трибун? Вы сами за меня ответите. Мне до слез обидно: мы теряем то, что нам передали отцы и деды.
О русской музыке
— 1 октября 1993 года на первой репетиции оркестра «Виртуозы Кубани» я сказал: мы обречены на успех. Русская музыка на русских инструментах никого не оставляет равнодушным. Здесь играет роль генетика нашего слушателя, подсознание, корни, род, если хотите. Генетическая память — она есть, несомненно. Народ очень хорошо воспринимает живое исполнение. Возникает то самое волшебное единение, союз душ и сердец. Иногда не с первого произведения мы завоевываем зал, но со
О публике, зрителях
— Все люди — моя публика, мои потенциальные слушатели. Нужно найти ключик к каждому. А у нас, творческих людей, энергетическая зависимость от зрителей. Вы не представляете, как в карантин было тяжело играть на камеру, без зрителей. Мы играли очень хорошо, правильно, но не было того обмена, подпитки зала. Поэтому и не было удовлетворенности. Я всегда остро чувствую зал. Нам нужен слушатель, только тогда наша работа имеет смысл.
О семье
— Жена Тамара Николаевна дарована мне судьбой. Мы знаем друг друга с Черновцов. В музыкальном училище я стал ухаживать за ней. После окончания училища разъехались. Она поехала поступать в Киевскую консерваторию, я в Ленинград. Но потом я ее переманил. И снова судьба — она тоже поступила в Ленинградскую консерваторию. Такого, казалось бы, не могло случиться: двое из Черновцов — и в самое престижное учебное заведение. Но с нами это произошло! Нам было по 20 лет, когда мы поженились. 11 марта 1966 года во Дворце бракосочетания недалеко от Медного всадника. У нас двое сыновей. У старшего, Сергея, — абсолютный слух. Но выбрал другой путь, не творческий. Младший, Александр, стал доктором. Старшие внуки тоже связали свою жизнь не с творчеством, а с медициной и экономикой. Нужно заниматься тем, что тебе по душе!
О счастье
Я не могу найти обычных наших слов, чтобы сформулировать, что такое любовь. Понятно, что каждый человек в это понятие вкладывает свое. Счастье, наверное, то же самое — для каждого свое. Для меня — это моя жизнь, с горестями, печалями и радостями. Многообразная, сложная… всякая. Сколько раз я доходил до отчаяния, сколько раз хотел все бросить… Но проходило время, рядом оказывались нужные люди, друзья, близкие, и все шло своим чередом. Счастье — это движение!
Читайте также: Виктория Лапина: Онлайн никогда не заменит живого общения со зрителем
Свежие комментарии