На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВК Пресс

344 подписчика

Свежие комментарии

  • Вячеслав Денисов
    Самолет с военными грузами не надо сбивать! Достаточно ударить по аэродромов момент посадки! Но… нет желания ссоритьс...Прямой вопрос! По...
  • Алекс Архипов
    Вызывает удивление, почему укро ж.д. еще функционирует.Удачное! Удар по ...
  • Русский Империалист
    👍 Русские, вперед ! Очистим страну от чёрных мигрантов ! 🇷🇺 😡😡Черные мигранты, кайтесь за геноцид русских в 90-е...Спокойной жизни н...

Вячеслав Ткачев: легендарному асу-казаку Первой мировой исполнилось бы 135 лет

Впервые в жизни увидел самолет

Вячеслав Матвеевич Ткачев родился 24 сентября (7 октября по новому стилю)1885 года в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области (ныне — Республика Адыгея) в семье войскового старшины Матвея Васильевича Ткачева — участника Крымской войны 1853–1856 годов. А прадед нашего героя, донской казак Андрей Ткачев, отличился при взятии крепости Анапа в 1791 году. Словом, жизнь Вячеслава Матвеевича могла бы сложиться несколько иначе. Он мог бы стать лихим наездником и, например, командовать кавалерийской сотней. Но судьба распорядилась по-своему. Любознательный мальчик избрал артиллерию — элиту русской армии. Сначала учился в Нижегородском кадетском корпусе имени графа Аракчеева, затем — в Константиновском артиллерийском училище. В 1906 году поступил на службу во 2-ю Кубанскую конную батарею, а затем решил попробовать себя на поприще педагогики и стал офицером-воспитателем Одесского кадетского корпуса. Однако прописывал ижицу своим подопечным недолго.

Жизнь Вячеслава Ткачева перевернулась в 1911 году. Казак впервые в жизни увидел летящий над городом аэроплан и буквально заболел авиацией.

Авиатор: первые подвиги и награды

Вячеслав Ткачев забросал начальство служебными записками с просьбами направить его на курсы летной подготовки в Одесском аэроклубе. А затем по протекции великого князя Алексея Михайловича поступил в Севастопольскую военную авиашколу и в 1912 году окончил ее с отличием. После новоиспеченный авиатор в Киеве принимает участие в формировании первого крупного авиаотряда в отечественной истории. В этом соединении он знакомится с другой легендой — автором фигуры высшего пилотажа — «мертвой петли», первого воздушного тарана.

В 1913 году Вячеслав Ткачев совершает рекордный по тем временам перелет по маршруту Киев — Одесса — Керчь — Тамань — Екатеринодар (протяженность — примерно 1600 километров) и завоевывает признание среди коллег-авиаторов. Заслуги Вячеслава Матвеевича были по достоинству оценены в армии, и его назначают командиром 20-го авиаотряда при штабе четвертой армии. Часть была расквартирована в Лиде (ныне — город в западной части Белоруссии). А дальше началась жизнь, полная приключений — взлетов и падений, легенд и загадок.

Первая мировая война: орден Святого Георгия, авиадарм императора

Первую мировую катастрофу XX века подъесаул Вячеслав Ткачев, разумеется, встретил на передовой. Главной задачей подразделения, которым он командовал, была разведка. Казак нередко отправлялся на задания сам, причем, как говорится в нескольких источниках, выбирал наиболее рискованные.
Вот один из его подвигов. Во время разведки снаряд немецкой зенитки пробил маслобак двигателя. Летчик не растерялся. Дотянулся до бенозобака и заткнул брешь носком собственного ботинка. Таким образом и дотянул аэроплан до своей территории.

Описание другого вылета. Во время разведки Вячеслав Матвеевич обнаружил преследующий его немецкий аэроплан и с одним наганом (вооружения на самолетах еще не было) обратил врага в бегство.

То ли по совокупности ратных подвигов, то ли за один из них кубанского авиатора первым в истории наградили орденом Святого Георгия IV степени.

Август 1916-го Вячеслав Ткачев встретил в звании подполковника, командира первой российской авиагруппы, которая состояла из трех истребительных отрядов. Группа прикрывала пехоту от налетов с воздуха, защищала бомбардировщики, уничтожала вражескую авиацию в воздухе и надежно закрылвала небо над фронтом. Своеобразным итогом тяжелой ратной работы Вячеслава Ткачева стало первое в России учебное пособие для военных летчиков — «Материал по тактике воздушного боя».

Финалом военной карьеры Вячеслава Ткачева в императорской армии стала должность начальника авиации действующей армии — авиадарма. На эту должность его назначили в начале 1917 года. Но, к сожалению, командовал русской авиацией наш герой недолго. Однако и на этом поприще смог проявить себя. Интересный факт — за несколько месяцев русские летчики сбили больше вражеских самолетов, чем за три предшествующих года войны.

Авиатор-новатор в Белой армии

Вячеслав Ткачев совсем не принял Октябрьский переворот, в результате которого войска действующей армии потеряли боеспособность. В ноябре 1917 года авиадарм подал в отставку и отправился на родину, на Кубань, оставив записку:

«Захват ставки большевиками поставил меня в безвыходное положение. Передо мной стояла проблема: подчиниться Крыленко и таким образом принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или же отдать себя на милость победителей, выразив им свое неподчинение. Впрочем, решение данного вопроса первым способом не могло иметь места, так как, по имевшимся у меня данным, я должен был быть арестованным даже независимо от того, подчинюсь я самозванцу Крыленко или нет… Молю сохранить для будущей России хотя бы ячейку, которая послужит началом для будущего воздушного флота».

До Майкопа Вячеслав Ткачев добрался лишь в марте 1918 года и сразу был арестован красными. Четыре месяца он провел в городской тюрьме, пока не был освобожден частями армии генерала Деникина. С этого момента началась другая часть его биографии. Не будем подробно описывать подвиги авиатора в Гражданской войне — слишком они противоречивы. Скажем лишь о новаторе Вячеславе Ткачеве. Именно он разработал первую систему взаимодействия авиации и наземных войск при помощи геометрических фигур, выложенных на земле. 29 октября 1920 года последний командующий Белой армией генерал Петр Врангель издает приказ об эвакуации. 3 ноября эскадра из 126 судов (145 тысяч человек) вышла в открытое море и направилась к турецким берегам.

Эмиграция: «Русские соколы», фашисты и СМЕРШ

В эмиграции Вячеславу Матвеевичу пришлось распрощаться с профессией летчика. За годы жизни в Югославии, куда он перебрался из турецкого Галлиполи, он сменил много профессий: консультант при штабе югославской армии, работа в частном дунайском речном пароходстве, начальник внеклассного воспитания русской гимназии в Белграде.

Спустя полтора десятилетия, в 1933 году, Вячеслав Ткачев основал молодежную военно-патриотическую организацию «Русские соколы». Члены этой организации учили детей любить свою покинутую родину.

В мае 1941 года Югославию оккупировали гитлеровские войска. Разумеется, прославленному авиатору было сделано предложение о сотрудничестве. Он наотрез отказался от службы Гитлеру.

Так или иначе, в декабре 1944 года бывший авиадарм русской армии был арестован контрразведчиками СМЕРШа 3-го Украинского фронта. Разлука с женой, депортация в СССР и десять лет лагерей за активное участие в Гражданской войне…

Возвращение на родину далось тяжело

Никакого сочувствия к белому генералу на родине не проявили. Срок он отбыл от звонка до звонка. Вышел на свободу в 1955 году и поселился в Краснодаре.
Работал переплетчиком в артели инвалидов.

Существует легенда о том, что жена, к тому времени перебравшаяся в Париж, написала письмо мужу с предложением вновь эмигрировать и добиваться через советское посольство разрешения на выезд. Но супруг отказался: «Мне слишком тяжело далось возвращение на родину, и я не хочу вновь ее потерять». История красивая, но верится в нее с трудом.

В Советском Союзе Вячеслав Ткачев в последние годы жизни писал о летчиках Первой мировой войны. При жизни была издана книга «Русский сокол» о Петре Нестерове.

Но главный труд — «Крылья России: воспоминания о прошлом русской военной авиации. 1910—1917 гг." так и не успел выйти в свет. Прославленный авиатор скончался 25 марта 1965 года в доме по улице Рашпилевской, 82. Похоронен на Славянском кладбище в кубанской столице.

4e7ca9ff-1ebc-4a30-bc7f-93a75ce1c0c5.jpg
Мемориальная табличка на доме, в котором жил прославленный летчик.
Фото: Константин Поддубный.

Вспомнили об авиадарме спустя 30 лет. В 1994 году память летчика увековечили. На стене дома, в котором он жил, установили мемориальную доску. На ее открытие прибыл тогдашний главком ВВС России Петр Дейнекин. А над городом пронеслись летчики пилотажной группы «Русские витязи».

7 октября 2020 года в кубанской столице, в церкви Илии Муромского на Славянском кладбище, пройдет панихида и возложение цветов к памятнику прославленного кубанского казака, русского летчика Вячеслава Ткачева.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх