ВК Пресс

22 подписчика

Свежие комментарии

  • Василиса Иванова
    Почему за отказ от вакцины человека обрекают на голод???Могут ли работник...
  • Любовь Малова
    Дебилизм.Раньше в школах было воспитание в процессе учебы.Взять хотя бы те же самые задачи,особенно для младших класс...В школах России п...
  • Сергей Нововожилов
    Я за. У меня там бабушка похоронена.Всесвятское кладб...

Учителя казачьих классов: начало есть, но будет ли продолжение?

Учителя казачьих классов: начало есть, но будет ли продолжение?

Прошло два десятилетия, и на Кубани появились казачьи школы и классы. Все главы региона, начиная с Николая Кондратенко и заканчивая нынешним губернатором Вениамином Кондратьевым, поддерживали казачье образование. Система, состоящая из нормативно-правовых актов на Кубани, сложилась именно при нем. На основании приказов и распоряжений губернатора и ряда исполнительных органов власти учебные заведения подают заявки на присвоение статуса «казачье образовательное учреждение», открываются казачьи классы и группы. Сегодня в крае уже 65 казачьих школ, свыше 4,5 тысячи казачьих классов, семь кадетских корпусов.

Количество и качество

Большую роль в развитии казачьего образования сыграл Николай Долуда в его бытность атаманом Кубанского войска. Он неизменно требовал от атаманов уделять максимальное внимание казачьим школам и классам, проводил зональные совещания, в которых участвовали директора и педагоги казачьих школ и классов, выстраивал систему взаимодействия между министерством образования, департаментом по делам казачества и правлением ККВ. Эта системная работа началась в тот период, когда число казачьих классов возросло и наметился явный разрыв между количеством и качеством.

Особенность казачьего образования заключается в том, что наряду с общим обязательным образованием дети, подростки и молодежь во время внеурочной деятельности изучают историю, традиции, обычаи и культуру служивого народа. Форм такой работы множество: часы атамана, викторины, казачий диктант, военно-прикладные состязания, спортивные соревнования, полевые сборы и так далее.

Сначала основная нагрузка ложилась на учителей кубановедения и классных руководителей. Затем все активнее к этой работе начали подключаться казаки-наставники, педагоги дополнительного образования. Труднее всего приходилось с младшими классами. Нужно было искать формы и методы работы с учетом их возраста. Малышам не прочтешь лекцию, поскольку их неустойчивое внимание не позволяет воспринимать большой объем информации. Они лучше усваивают учебный материал в игровой форме. В разных районах нарабатывались методики и учебные пособия.

6. казачата лихие ребята.JPG

Фото из архива "ВК Пресс".

Педагоги обменивались опытом, создавались методические советы, возникло несколько центров дополнительного образования, лучшим из которых стал и остается центр «Кавказская линия» в Гулькевичском районе. Несмотря на эти достижения, напрашивался следующий шаг — профессиональная подготовка учителей казачьих классов.

Кузница кадров

Социально-педагогический колледж станицы Ленинградской — поистине уникальное учебное заведение. Единственное в крае, если не во всей стране, где готовят учителей для классов казачьей направленности. Как рассказал директор колледжа Герман Бауэр, первая такая группа была набрана в 2015 году. Сразу приходилось нелегко. Понадобились педагоги, которые специализировались бы на казачьей тематике, причем не только на истории служивого народа, но и на ряде других дисциплин, дающих всестороннюю подготовку будущих педагогов.

#NEWS_ANONS_133159#В творческой мастерской «Казачки» студентки (во всех четырех группах здесь учатся всего два парня) изучают декоративно-прикладное творчество и традиционные кубанские ремесла. В рамках программы «Кубанская кухня» будущие хозяйки учатся готовить блюда казачьей кухни. Все без исключения студентки посещают занятия военно-спортивного объединения «Вольница», осваивают строевую подготовку и приемы фланкировки шашкой. Студентки изучают основы православной культуры: посещают храмы, участвуют в православных конференциях. Все это позволяет сформировать мировоззрение, в основе которого лежат нравственные ценности служивого народа.

На минувшей неделе в социально-педагогическом колледже побывала делегация Забайкальского округа во главе с сенатором Сергеем Михайловым и его коллеги с Кубани Владимир Бекетов и Алексей Кондратенко.

Гости были в восторге от увиденного. Во время общения с педагогами и студентами Владимир Бекетов после выступления Екатерины Кияшко, которая говорила о трудоустройстве будущих педагогов, сказал, что министерствам просвещения и труда будет поручено взять этот вопрос на особый контроль. Поскольку Владимир Бекетов, долгое время возглавлявший кубанский парламент, слов на ветер не бросает, вышеназванным органам исполнительной власти наверняка будут даны соответствующие поручения.

Государственный заказ

Вот уже шестой год Ленинградский социально-педагогический колледж занимается подготовкой учителей казачьих классов. Все восхищаются, приезжают посмотреть. Но почему-то больше ни в одном среднем специальном заведении края никто не создал подобного? Ведь на Кубани более сотни техникумов, колледжей, педагоги училищ, в некоторых из них готовят учителей младших классов, например в Ейске, Краснодаре, Сочи, Усть-Лабинске, Туапсе и так далее. В чем причины такого положения дел? Наряду с нехваткой кадров, учебно-методических материалов, на мой взгляд, одна из основных причин — отсутствие системы государственного заказа. Власти края пока довольствуются тем, что имеют, не забывая повторять, что система непрерывного казачьего образования — лучшая в России. Как тут не вспомнить слова Николая Долуды: нужно постоянно двигаться вперед. Остановка автоматически приводит к застою и скатыванию вниз.

Если его вполне справедливые слова спроецировать на тему подготовки учителей для казачьих классов в начальной школе, то положение дел не радует. Что такое 20–25 специалистов, выпускаемых Ленинградским социально-педагогическим колледжем в год? Капля в море! Тем более что часть из них переезжает в другие регионы, поступает в вузы, находится в декретном отпуске. Решить проблему обеспечения учителями казачьих школ и классов, на мой взгляд, можно только при использовании системы госзаказа.

#NEWS_ANONS_134504#Для начала необходимо определить количество средних учебных заведений, которые специализируются на подготовке учителей младших классов. Отобрать одно-два из них. Провести анализ их материально-технической базы, определить наличие педагогических кадров, заручиться поддержкой отдельских и районных казачьих обществ.

С материально-технической базой вопросы можно решить достаточно быстро. С кадрами, по всей вероятности, будет сложнее. Но и эта проблема разрешима. На первых порах можно привлечь к работе руководителей кружков домов культуры, казаков, имеющих педагогическое образование, организовать курсы для них в Краснодарском институте дополнительного образования, в Темрюкском филиале Московского казачьего университета имени Разумовского, задействовать огромный потенциал Кубанского государственного университета. Тем более, что если взглянуть на программу Ленинградского социально-педагогического колледжа, то в подготовке учителей казачьих классов нет ничего сверхъестественного. Изучение истории казачества Кубани, творческая мастерская «Казачки» (декоративно-прикладное творчество и ремесла Кубани), программа «Кубанская кухня», строевая подготовка и обучение фланкировки шашкой. Неужели не найдутся желающие (при соответствующей оплате их работы) заняться этими дисциплинами?

_BAL7326.JPG

Фото из архива "ВК Пресс".

Со студентами наверняка проблем не будет. Сколько в казачьих школах и классах обучается девушек, изучающих не один год историю, традиции, культуру казачества! Стоит только дать им рекомендации учебных заведений и казачьих обществ и гарантировать трудоустройство — и их найдется достаточное количество.

Да, все это будет стоить денег, но не таких уж и больших.

Во-первых, можно перераспределить часть средств краевых целевых программ «Развитие образования» и «Дети Кубани».

Во-вторых, добиться участия в федеральной подпрограмме развития образования «Реализация образовательных программ дополнительного образования детей и мероприятия по их развитию».

В-третьих, казачьи общества, заинтересованные в подготовке учителей казачьих классов, могут софинансировать часть расходов на обучение будущих учителей. Перефразируя слова Сталина, можно сказать: нет таких крепостей, которые казаки не могли бы взять.

А ведь есть еще и казачье среднее образование, но это тема отдельной публикации.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх