ВК Пресс

22 подписчика

Свежие комментарии

  • Василиса Иванова
    Почему за отказ от вакцины человека обрекают на голод???Могут ли работник...
  • Любовь Малова
    Дебилизм.Раньше в школах было воспитание в процессе учебы.Взять хотя бы те же самые задачи,особенно для младших класс...В школах России п...
  • Сергей Нововожилов
    Я за. У меня там бабушка похоронена.Всесвятское кладб...

Казачье образование: единый подход и проблемные вопросы

Казачье образование: единый подход и проблемные вопросы

Своего рода стимулом стала «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении казачества до 2030 года», утвержденная указом главы государства. В этом документе в числе приоритетных задач говорится о совершенствовании имеющихся и об издании новых учебных и учебно-методических пособий по истории и культуре российского казачества, духовно-нравственному воспитанию для общеобразовательных организаций. Цель правильная на все сто процентов.


Учебники можно рассматривать как значимой инструмент воздействия на личность детей и молодежи. Джордж Сорос это доказал. Его фонд в 1990-е годы выделял гранты на общую сумму в несколько сотен миллионов долларов на составление и печатание учебников для образовательных учреждений. В итоге наша история была сильно искажена. Эхо тех времен сказывается до сих пор.

История России неразрывно связана с казачеством. Гениальный русский писатель Лев Толстой не зря сказал: «Граница породила казачество, а казаки создали Россию». 

После указа Президента РФ об утверждении Стратегии началась работа по нескольким направлениям, в том числе и в системе казачьего образования. Недавно состоялось заседание постоянной комиссии по научно-исследовательской работе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, где речь шла о мероприятиях, которые определят стратегию развития непрерывной системы казачьего образования.



Изучив выложенную в сеть информацию, пришел к некоторым умозаключениям.


Во-первых, радует сам факт, что эта тема была поднята на довольно высоком уровне. Следовательно, в Москве осознали значимость казачьего образования, которое ранее выступало в роли некой золушки. Вроде бы оно есть и в то же время находится на отшибе, должного внимания ему до сих пор не уделялось.


Во-вторых, появился проект единой концепции преподавания истории российского казачества в образовательных организациях. Пока он не увидел свет, трудно говорить о методологическом подходе к такой сложной, противоречивой и политизированной (особенно в последнее время) теме, как история казачества. Как следует из информационных сообщений, выложенных в сети, проект содержит концепцию стратегии преподавания «Истории казачества» в 6-11-х классах, в основе которой заложена синхронизация событий отечественной истории и событий казачьей истории. Вроде бы подход правильный, однако, на мой взгляд, содержит некое противоречие, заключающееся в особенностях истории различных регионов, где проживают казаки. Безусловно, есть вехи истории казачества, которые являются общими для всех: освоение казаками Сибири, их роль в русско-турецких войнах, в крымской войне и в двух мировых войнах и так далее. Однако есть и особенности, на которые делается упор в разных войсках, где действует система казачьего образования.

К примеру, в ККВ — это высадка казаков на Кубани, борьба с горскими народами, участие в Гражданской войне в составе Вооруженных Сил юга России и Красной Армии, оборона Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны, участие в возвращении Крыма в состав России. Эта тематика близка кубанским казакам. Будут ли эти события включены в общий учебники по истории казачества? Если да, то в каком объеме? Не получится ли так, что авторы будущих учебников напишут некое общее издание без учета особенностей Кубани, Дона, Терека, отдавая предпочтение иным событиям, которые характерны для центра и востока страны? 

В-третьих, планируется проведение нескольких научных исследований, всероссийских научно-практических конференций, на которых будет обсуждаться широкий круг вопросов, касающихся богатой казачьей истории. Как сказано в пресс-релизе, начиная от происхождения казачества до событий ХVII-ХХ веков. С происхождением служилого народа более или менее понятно — логично было бы изложить несколько теорий о происхождении казачества. К слову, ученые до сих пор ломают копья в этом вопросе, сходясь лишь в географическом аспекте, признав колыбелью казачества юг России. А как быть с периодом Гражданской войны? Кому авторы будущего учебника отдадут предпочтение — белым генералам Корнилову и Каледину или красным командирам Буденному и Жлобе? Или будет соблюдена нейтральная, описательная политика. Как в таком случае трактовать геноцид казачества?


В том, что красной нитью в учебниках пройдет служение казаков России и Православию, сомнений нет. Это базовый принцип казачества. Какое определение будет дано казачеству — сословие или народа? Что возьмет верх — автохтонная теория, утверждающая, что казаки — это особый этнос, не имеющий по своему происхождению ничего общего с русским народом, или определение субэтноса — часть русского народа со своей особой культурой?


Определенную уверенность дает тот факт, что будет создана ассоциации образовательных организаций высшего образования, реализующих казачий компонент и учтен опыт региональных вузов, имеющих определенный опыт и наработки в этом направлении.


Единый подход к системе казачьего образования — это, конечно, хорошо. Однако без дополнительных учебных пособий, в основу которых будут положены история, культура, традиции, характерные для Кубани, Дона или Сибири, не обойтись.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх