На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВК Пресс

344 подписчика

Свежие комментарии

  • Игорь Петров
    Заместителя Шойгу...
  • Юрий Кушнарев
    вы понимаете,сколько погибнут солдат русской армии при неограниченном подвозе оружия,боеприпасов и т.д. с Запада? Вы ...Для чего парализо...
  • Нина Плотникова
    А этот Иванов другому родня?Заместителя Шойгу...

Якутия — Кубань — Камчатка: когда учителя фасовали икру

Конкурс «Учитель. Школа. Жизнь» проводится в нашем медиахолдинге «Вольная Кубань» более десяти лет. За эти годы вышло сотни материалов о жизни замечательных педагогов, о целых коллективах, статей с мастер-классами ведущих педагогов. Но до сих пор «Учительская страничка» выходила только в нашем печатном издании. Мы подумали: а почему бы самые интересные материалы не публиковать в «ВК Пресс»? Сказано — сделано. И первый зачин нашего проекта начинается со статьи Ольги Гроза из Темрюкского района. Нам она показалась очень интересной, потому что затрагивает несколько поколений, а также несколько территорий нашей необъятной Родины. Жизнь членов учительской династии в Якутии, на Камчатке, на Кубани, особенности профессии в этих регионах — в нашем первом материале.

Якутия

Тысяча девятьсот сорок восьмой год… Маленький поселок Эльдикан в холодной Якутии. Моя мама Тамара Косогорова — ученица девятого класса, отличница, комсомолка, активистка, бессменная вожатая первоклашек. И вдруг ей предлагают стать учителем начальных классов, зная, как девушка любит возиться с детьми. А еще потому, что преподавателей не хватает. Надо так надо. Мама думала недолго, ведь это еще хоть и маленькая, но зарплата. А жила семья, как и все в тяжелое послевоенное время, бедно. Так началась наша педагогическая династия.

Затем было поступление в педагогическое училище Якутска, работа в родной средней школе поселка Эльдикан учителем начальных классов. Юная учительница, моя мама, поступила заочно в педагогический институт на филологический факультет. Но окончить его не удалось. Тамара сдала зимнюю сессию, а на летнюю не смогла выехать: распутица, дорог нет — не выбраться. Мама никогда и не жалела об институте, потому что работа с малышами приносила много радости. В маленьком поселке было чем заняться: смотры художественной самодеятельности, спортивные соревнования — у нее все получалось. Она прекрасно пела, занимала призовые места в лыжных гонках. Да и семья требовала внимания и заботы: в 1959 году мама вышла замуж и стала Мурзиной. У молодых родителей подрастали дети.

Но суровый климат Якутии с морозами до 60 градусов стало тяжело переносить. И в 1966 году мои родители переехали в теплые края — на Кубань, в Темрюк. Учителей уже было достаточно, поэтому маме приходилось временно работать и в средней школе станицы Голубицкой, и в средней школе № 1 Темрюка, и воспитателем в детском саду. Но затем ее пригласили учителем в школу-интернат, где Тамара Илларионовна и проработала до 1976 года, получив многочисленные грамоты и награды.

Камчатка

К сожалению, в 1976 году мы покинули полюбившийся Темрюк и уехали на Камчатку: мой папа был фанатом Дальнего Востока. Здесь наша семья жила до 90-х годов. Мама и в этом краю нашла свое место. Это школа и любимые ученики.

Окончила школу я уже на Камчатке и поступила в Камчатский государственный педагогический институт на филологический факультет. Вначале мне не столько хотелось заниматься с детьми, сколько читать и работать в библиотеке. Я уже тогда понимала, что учитель — это невероятно сложно.

2.JPG
Ольга Анатольевна Гроза. Классный час в 1-м «Б» классе, посвященный Дню матери.
После института я получила распределение в крохотный поселок Ильпырский Корякского национального округа. Ильпырский в переводе с корякского — «Песчаная Коса». И это самое точное название, потому что наш поселок — крохотная узкая полоска суши. А весной и осенью суши не было совсем — море заполняло все. Ни деревца. Ни кустика. Ни травинки. Только песок и Берингово море. В Ильпырской средней школе жил и работал известный российский бард Юлий Черсанович Ким. А я приехала работать на его место. Жаль, не удалось с ним встретиться. Зато произошла другая встреча, ставшая переломной в моей жизни.

В самолете по пути к первому месту предстоящей работы я встретила еще одного молодого специалиста, учителя химии, своего будущего мужа — Сергея Петровича Грозу. Он мечтал попасть после окончания Сахалинского педагогического института на Камчатку. Думаю, чувствовал, что встретит свою судьбу и будущую жену.
Так в 1983 году началась наша педагогическая деятельность и семейная жизнь. С первых дней наша с мужем жизнь зависела от школьной. Даже свадьбу планировали на каникулах. Это время мы всегда вспоминаем с удовольствием, хотя было очень трудно. Учитель в маленьком поселке — это совсем не то, что в большом городе. Вся жизнь на виду. Тебя знают все, знают, как и что ты говоришь, делаешь.

#NEWS_ANONS_135072#Жил поселок за счет рыбозавода. Осенью начиналась путина, и жители обязаны были трудиться на этом предприятии. Учителя — не исключение. Мы работали в третью смену, с 20.00 до 2.00, а утром опять на уроки. И так, пока идет рыба, а это сентябрь — октябрь. Нам выдавали робу, которая была на пять размеров больше, и вперед — фасовать икру! И никто не говорил, что это не входит в наши обязанности. Путина! В ноябре заканчивалась навигация. И никуда ты не выберешься до мая: замкнутое пространство, дорог нет. Почту на военном вертолете доставляли один раз в месяц, если погода позволяла. Телевизоров нет. Из развлечений — один кинотеатр и вечера, которые мы придумывали и проводили сами. Все время и молодую энергию мы отдавали школе. Коллектив у нас был маленький, но дружный. Мы до сих пор благодарны за помощь и поддержку в первый год нашей работы. Со многими коллегами мы поддерживаем связь до сих пор, несмотря на то что поселок давно признали аварийным и закрыли, а люди разъехались кто куда.

Кубань

Так, в непростые 90-е я получила второе высшее образование — учителя-логопеда. Моя семья всегда поддерживала и понимала меня.

Сергей Петрович вернулся в школу заместителем директора. Прожить двум педагогам с маленькими детьми в то время на Камчатке было сложно: задерживали зарплату, продуктов в магазины не завозили, система рушилась. Мы решили вернуться в уже знакомый мне Темрюк. Да и мои родители уже жили здесь и были нам очень рады.

1.JPG
Сергей Петрович Гроза проводит урок в 11-м «В» классе химико-биологического
профиля по теме «Хром и его соединения».

Следующий наш этап — работа в родной тринадцатой школе. Это самое значимое, длительное и продуктивное время. Я вернулась туда, откуда началась моя дорога к знаниям. Мне опять пришлось учиться. Как ни странно, но учителей русского языка тогда хватало, места для меня не было, но школа № 13 всегда славилась инновациями. Открывался коррекционный класс, и мой диплом учителя-логопеда пригодился. Потом были и лицейские классы, и обычные, но я поняла прелесть работы в начальной школе.
Время шло. Мы с мужем плодотворно трудились. А мама ушла на заслуженный отдых. Ее педагогический стаж — более сорока лет. Наш с мужем — вместе семьдесят шесть лет. Наша династия уже отдала школе более ста пятнадцати лет и еще продолжает трудиться. За эти годы, конечно, были и удачи и разочарования, но мы не представляем себя ни в какой другой профессии.
Приятно, что наш труд оценен. За эти годы получено много грамот, мы оба почетные учителя Тамани, я награждена грамотой министерства образования. Мои ученики принимают активное участие в муниципальных олимпиадах, международных играх-конкурсах. Ученики Сергея Петровича успешно сдают экзамены по химии, поступают в высшие учебные заведения. Он готовит детей к муниципальным и краевым олимпиадам, где они занимают призовые места, пропагандирует здоровый образ жизни.

#NEWS_ANONS_133238#Вся наша жизнь связана со школой. Каждое утро мы вдвоем идем по знакомой дороге. Не всегда наши мнения по поводу обучения и воспитания совпадают, но мы уважаем труд друг друга и наших коллег. По сути, мы учимся всю жизнь. Кто-то на собственном опыте, кто-то на чужих ошибках, а еще лучше — встретить мудрого наставника. Замечательно, если эта встреча случается в детстве. У меня эта встреча случилась.

Не знаю, сколько мы еще проработаем, но, надеюсь, все, что мы делали и делаем, не зря. Ведь не только мы учим детей, но и они многому научили нас. Я часто вспоминаю и повторяю строки из стихотворения: «Учитель, воспитай ученика! Чтоб было у кого потом учиться».

Ранее мы писали:

Сергей Даниленко: Стрельба в Казани обнажила массу системных проблем

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх