На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВК Пресс

344 подписчика

Первый ректор КубГМУ бальзамировал Ленина: уникальные факты столетней истории вуза

От истоков: как открывались вузы на Кубани

Первое зачисление проводилось без экзаменов. На медицинский факультет зачислили 424 человека (из них на последний выпускной курс — 29 зауряд-врачей, не доучившихся в военное время студентов), на естественный — 843, на социально-исторический — 550. Также при университете открылся рабфак на 500 человек. Первым избранным ректором вуза стал бывший генерал царской армии, крупный ученый-историк, специалист по древнерусской палеографии Никандр Александрович Маркс.

В создании медицинского факультета огромную роль сыграли прибывшие в Екатеринодар с санитарной частью 9-й Кубанской Армии врачи. Над тем, каким должен быть медицинский факультет, трудилась специально созданная для этого комиссия, председателем которой стал профессор Н. Ф. Мельников-Разведенков. Он-то и стал сначала деканом медфакультета, а позже ректором Кубанского медицинского факультета. Практически все медики 9-ой Красной армии вошли в состав преподавателей медфакультета. Кроме того забрали с собой мощную для тех времен лабораторию, другое оборудование, инструменты и медикаменты. Так что не зря до сей поры университет носит имя Красной Армии.

bfcbfe0c-fa6d-4e11-8661-fc0fd10ed7b5.jpg
Здание епархиального женского училища.
Фото: из архива КубГМУ.

Университет просуществовал всего год. В 1921 году в связи с тяжелейшим экономическим положением в стране его закрыли. Выяснилось, что желание учиться у многих абитуриентов не имело серьезной основы. На второй курс было переведено 347 студентов медицинского (80% от числа зачисленных), 123 естественного (14%) и 150 социально-исторического (28%) факультетов. Однако медфакультет осуществил первый выпуск, подготовив 15 дипломированных специалистов.

POD_2513.jpg
Первый выпуск врачей.
Фото: из архива КубГМУ.
Итоги первого года работы университета свидетельствовали о том, что фактически только медицинский факультет с первых дней существования представлял собой сложившееся учебное заведение. Поэтому приняли решение образовать медицинский институт и институт народного образования (педагогический институт). До середины 50-ых годов прошлого столетия два института ютились под одной крышей красивейшего исторического здания на Седина, 4.

Место с историей

Несомненно, нужно рассказать о самом здании, где размещается главный корпус КубГМУ.

Место, где сейчас находится КубГМУ, поистине буквально пропитано историей. Здесь в конце 18 века построили хату казачьему атаману Черноморского казачьего войска, генерал-майору русской армии, основателю Екатеринодара Захарию Чепиге. Она была саманной с соломенной крышей, но довольно просторной. Хата атамана была скромной, но подворье — достаточно большим.

Позже на этом месте почти век спустя было решено строить Епархиальное училище для девочек.

7ba3a677-ce60-4497-96e7-13a95d1f0342.jpg
Спальня и столовая девочек. Там, где спальня, сейчас холл в медуниверситете.
Фото: из архива музея КубГМУ.

Архитектором стал опытный областной зодчий В. А. Филиппов. Руководил строительством знаменитый И. К. Мальгерб, который параллельно строил главный храм Кубани — Красный собор.

Здание получилось очень красивым: узорчатая каменная кладка, необычные оконные проемы, богатое украшение фасада. На уровне третьего этажа — роскошный витраж — огромный Крест Господень. Величественную красоту также придавал зданию купол с крестом, который подсвечивался электричеством. В самом здании также находилась домовая церковь с богатым иконостасом. 

224af7b3-a4f1-4c03-9f90-e83e7be96ffe.jpg
Бывшая домовая церковь епархиального училища (справа). И восстановленный витраж в современности.
Фото: из архива музея КубГМУ.

В этом прекрасном здании обучались девочки, которые окончили три класса церковно-приходской школы. Находились на полном пансионе восемь лет. И выпускались в звании учителя.

В 1913 году к основному корпусу епархиального училища по боковым сторонам были добавлены пристройки, а также возведен отдельный двухэтажный дом, повторяющий стиль архитектора Филиппова.

В 1917 году училище перестало существовать. После революции здесь находился госпиталь, а потом уже, как мы сказали выше, университет, а через год медицинский институт. Другими словами, сто лет в этом здании учатся люди самой гуманной профессии на земле.

Историю вуза бережно хранят и сотрудники, и педагоги, и студенты. Но, наверное, больше всех с ней соприкасаются сотрудники университетского музея. Екатерина Никулина может часами рассказывать о каждом экспонате музея, будь то фотография и первый микроскоп вуза. До этого хранительницей истории вуза была ее мама — Алла Григорьевна Ковальская. То есть мы можем говорить о настоящей династии.

— Да, наше здание — архитектурный памятник Кубани, — рассказывает Екатерина Леонидовна. — До наших времен сохранились стены, инженерные перекрытия, подвальные помещения и узорчатые чугунные лестницы. После войны здание сильно разрушили бомбежкой, несмотря на стены в метр шириной. Мне всегда было интересно, почему не сложились лестницы. Они буквально парили без всяких опор. Позже рассмотрела, их удерживали мощные рельсы, которые уходили далеко в глубь стен. Кстати, там, где сейчас находится музей, располагались спальни девочек в епархиальном училище. (фото) После революции уничтожили крест на куполе и водрузили красную звезду, также разрушили домовую церковь и прекрасный витраж. Витраж с изображением Креста Господня и Казанской иконы Богородицы восстановили в 2009 году. Он сейчас находится в одном из залов заседаний.

О первом ректоре

Первым ректором медицинского института стал Николай Федотович Мельников-Разведенков.

Приставку к фамилии «Разведенков» (от слов разведка, разведывать) донской казачий род получил за храбрость. Федот Мельников — герой обороны Севастополя, а оба его сына решили посвятить свою жизнь медицине. За заслуги отца Николай учился в Московском меде как стипендиат Донской области (на бюджете). Он стал известным патологоанатомом, преподавал в Харьковском мединституте, организовал там кафедру патанатомии. В годы гражданской войны приехал к родственникам на Кубань, служил в миссии Красного креста. А когда стали организовывать медфакультет на Кубани, его рекомендовали деканом, а потом ректором.

Он — разработчик методов бальзамирования трупных тканей с длительным сохранением нативных свойств, которые легли в основу бальзамирования тела В. И. Ленина. Мельников-Разведенков не только участвовал в бальзамировании, но и анатомировал ленинский мозг. По его воспоминаниям «Он был чрезвычайно развит, хоть и весил всего 1340 граммов».

Благодаря его авторитету и известности, Кубанский мединститут стал государственным, а значит, получал государственное финансирование.

Первый ректор.jpg
Первый ректор КубГМУ Николай Федотович Мельников-Разведенков.
Фото: из архива КубГМУ.

— В 1925 году его позвали в Харьков, — рассказывает Екатерина Никулина. — Там он создал паталого-анатомический институт, а в нем пантеон мозга выдающихся людей. В Харькове же он женился на своей студентке, которая стала верной и надежной соратницей своего мастера. Он стал академиком, написал множество трудов по патанатомии. Умер в 1937 году от тяжелой болезни. Его столетие мы отмечали в КубГМУ в 1967 году. Приезжала его жена, известные ученые и соратники. На стенах вуза в те дни открыли памятную доску первому ректору вуза.

В годы лихолетья

Большую экспозицию в музее КубГМУ занимает — вуз в годы Великой Отечественной войны.

Молодое поколение Краснодара вряд ли догадывается, что известная улица, на которой находится гипермаркет «Магнит» носит имя героического студента КубГМУ Федора Лузана, который отказался от брони и ушел добровольцем на фронт. Он воевал на Карельском фронте. Федор Лузан служил радистом во взводе связи и считался одним из лучших радистов батальона.

В 1941 году его окружили немцы, он подорвал себя вместе с рацией, вызвав огонь на себя.

За годы Великой Отечественной войны институт пережил две эвакуации — в Ереван и в Тюмень, но ни разу за время военного лихолетия не прервал выпуск врачей.

Монтенко. вынес в войне.jpg
Антон Наумович Мотненко - ректор мединститута в годы войны. На плечах вынес архив вузаПодпись/название
Фото: из архива музея КубГМУ.

— Настоящим подвижником в годы лихолетья стал ректор мединститута Антон Мотненко, — продолжает рассказ Екатерина Леонидовна. — Практически все исторические документы, что есть сейчас в музее, мы можем видеть благодаря ему. Когда эвакуировали вуз, выделили шесть машин. На них отправили в Сочи семьи преподавателей. Сам ректор и около 300 студентов отправились пешком в Сочи под бомбежкой. Ректор буквально на руках выносил архив вуза из оккупации. Они две недели добирались в Сочи, а оттуда уже в Тюмень. В Куйбышеве руководство министерства предложило расформировать наш институт, соединить с Куйбышевским, чтобы не ехать и не мучиться дальше, и не прерывать учебный процесс. Но Мотненко приказал не выходить из вагонов и смог отстоять самостоятельность Кубанского медицинского института. Те, которые не выдержали пути, остались в Куйбышеве.

Выпускник, педагог, хирург

Более полутора тысяч выпускников КМИ оказывали помощь в годы Великой Отечественной войны. Практически все сотрудники вуза были задействованы для работы в тылу. Вплоть до Победы вуз не прерывал обучение студентов и выпускал подготовленных специалистов.

Вспоминает выпускник медицинского института, знаменитый хирург, профессор Владимир Михайлович Бенсман

f2a1ddb709911ea3dcdbad95f7b58193.jpg
Владимир Бенсман с женой Ниной Борисовной.
Фото: из архива "ВК Пресс".

 — На одной из шести санитарных машин, 15-летний я вместе с семьей (отец и мама — преподаватели вуза), отправился сначала в Сочи, а потом и в Тюмень, Сибирь нас встретила 50-градусными морозами в ноябре, — вспоминает прославленный хирург. — Пошел работать с товарищем на литейный завод, водителем погрузочной машины на газогенераторе, а товарищ — грузчиком снарядов. Вставали в четыре часа, потому что нужно было завести машину. В семь часов вечера шли в школу рабочей молодежи, где от усталости засыпали за партой. После освобождения Краснодара вернулись восстанавливать родной город. А тут и возраст подошел идти в армию. Это был последний призыв. Он проходил службу в истребительном батальоне в Краснодаре. Командир тогда сказал: «До Берлина мы и без вас дойдем, а ваша задача — искоренять всякую фашистскую сволочь здесь, в крае». В Горячем Ключе в горах еще много пряталось немецких приспешников. В 1945 году, после Победы, на построении командир приказал сделать шаг вперед тем, кто окончил десятый класс: «Родина и товарищ Сталин дают вам шанс учиться дальше, стране нужны высококлассные специалисты». Так я поступил в мединститут. На курсе — 300 человек, и все — демобилизованные ребята.

#NEWS_ANONS_114278#Закалку хирурга получил в маленькой больнице Алтайского края. Владимир Бенсман впервые на юге России стал оперировать на позвоночнике: сколиоз, остеомиелит, опухоли. Им разработана новая операция для лечения тяжелого, прогрессирующего сколиоза у детей и взрослых. По этой теме защитил докторскую, подготовил специалистов, из которых сейчас вышли заведующие отделениями и руководитель кафедры.

Под руководством профессора активизирована научно-исследовательская работа в области неотложной, гнойной хирургии и колопроктологии. Удалось разработать новые методы лечения панкреонекроза (нагноение и омертвение тканей поджелудочной железы вследствие чрезмерного употребления алкоголя и жирной пищи). Разработал новую операцию, в результате которой 60 процентов больных поправлялось.

Владимир Михайлович от всей души поздравляет альма-матер с юбилеем!

Практика — это важно

В начале ХХI века на факультетах и в филиалах Кубанской государственной медицинской академии обучалось около 3,5 тысяч студентов. Среди 470 штатных преподавателей было 75 докторов наук и 248 кандидатов наук. Академия располагала 4 общежития на 1500 мест, столовой в главном учебном корпусе.

Академия, преодолевая трудности девяностых годов, успешно развивалась и в 2005 году была аккредитована в статусе Кубанского государственного медицинского университета.

Начался процесс сближения вуза с лечебно-профилактическими учреждениями. В значительной мере это было связано с расширением факультета усовершенствования врачей. К заведованию кафедрами пришли руководители крупнейших лечебных учреждений края: главный врач краевой психиатрической больницы профессор В. Г. Косенко, главный врач краевой клинической больницы профессор В. А. Порханов, директор санатория в городе Сочи член-корреспондент РАМН профессор А. Т. Быков, главный врач детской краевой больницы доктор медицинских наук Е. И. Клещенко, главный врач краснодар¬ской городской больницы № 2 доктор медицинских наук Г. А. Пенджоян, главный врач краснодарской больницы скорой медицинской помощи кандидат медицинских наук доцент А. С. Багдасарьян.

Восстановлению тесной связи университета с лечебными учреждениями, без чего невозможна успешная подготовка врачей, в значительной мере способствовало избрание в 2009 году ректором университета Сергея Алексеенко, который к этому времени уже приобрел большой опыт административно-управленческой работы. Выпускник Кубанского медицинского института С. Н. Алексеенко работал заместителем главного врача крупной отделенческой железнодорожной больницы, заместителем начальника управления здравоохранения г. Краснодара, начальником управления здравоохранения Новороссийска, а с 2005 года — руководителем департамента здравоохранения Краснодарского края. Знание особенностей функционирования здравоохранения в современных условиях, опыт работы в органах власти позволили новому ректору изменить положение университета в системе здравоохранения, добиться внимания к нуждам учебного учреждения со стороны администрации края и Краснодара.

Ректор о вузе и студентах

О современности, о юбилее, о научно-исследовательской работе вуза, о студентах комментирует ректор КубГМУ Сергей Алексеенко:

Алексеенко СН.jpg
Ректор КубГМУ Сергей Алексеенко.
Фото: пресс-служба КубГМУ.

— Мы не ушли на удаленную систему образования, и смогли организовать практические занятия в безопасных условиях. Более того, многие наши студенты и преподаватели стали сотрудниками и волонтерами лечебных учреждений. Для старшекурсников это уже полноценная работа, а для младших — возможность накопления опыта и знаний, также ежедневно помогают в борьбе с пандемией COVID-19 широкое участие клиницистов вуза и оперативные действия факультета повышения квалификации по созданию образовательных программ и циклов усовершенствования адаптированных к быстрой подготовке врачей для противодействия этой инфекции. Окрепла и изменилась качественно материальная база университета. Обучение студентов вуза проводится как в традиционных, так и в инновационных формах. Широко используются информационные технологии, мультимедиапроецирование, Интернет, цифровые компьютерные фотоатласы. Важная роль в этой работе отводится университетскому образовательному порталу дистанционного обучения, позволившему создать единую информационно-образовательную среду, включающую в себя личный кабинет и портфолио обучающегося.

#NEWS_ANONS_133253#Большое внимание в КубГМУ уделяется научно-исследовательской работе. Университет ведет разработки на двух научных платформах — «Регенеративная медицина» и «Репродуктивное здоровье». В КубГМУ функционируют прекрасно оснащенная Центральная научно-исследовательская лаборатория, в которую входит лаборатория фундаментальных исследований в области регенеративной медицины и отдел клинико-экспериментальной иммунологии и молекулярной диагностики. На базе лаборатории проводятся исследования в области иммунологии, биохимии и регенеративной медицины. Например, один из проектов направлен на разработку тканеинженерного сердца. В экспериментальных условиях сердце животного обрабатывают таким образом, что из него удаляется биоматериал, который может вызвать отторжение, затем на полученный каркас из соединительной ткани наносят выращенные клетки донора. Перспективными результатами данного проекта будет создание искусственного сердца, что очень актуально в современной трансплантогии в связи с острой нехваткой донорских органов. Учеба максимально приближена к реальной практической деятельности. Поэтому наши выпускники готовы самостоятельно проводить лечение пациентов.

Наши дни

Сейчас в вузе учатся более 6000 студентов, и ежегодно его выпускниками становятся свыше 1000 человек, успешно подтвердившие свою квалификацию, на первичных аккредитационных испытаниях специалистов в 2019 году. Выполняя государственное задание по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, КубГМУ обучает студентов по целевому набору из муниципальных образований Краснодарского края — это 80% от всего целевого приема в вузе. В 2018 г. впервые зачислены иностранные студенты, обучающиеся на английском языке.

POD_2483.jpg
Музей КубГМУ. Наши дни.
Фото: Константин Поддубный.

Кроме того, университет проводит масштабную работу по повышению уровня знаний медицинских работников региона с учетом потребностей практического здравоохранения: каждый год более 6000 слушателей проходят курсы дополнительного профессионального образования. Только клинических ординаторов на кафедрах КубГМУ в 2019 году обучалось 1273 человека.

Учебный процесс осуществляется на 66 кафедрах (45 — студенческих, 21 — ФПК и ППС), где трудятся настоящие профессионалы, обладающие исключительным педагогическим мастерством и богатым практическим опытом.

Профессорско-преподавательский состав включает 773 человек. Ученые степени и звания имеет 596 (77,1%) преподаватель.

Ежегодно специалисты КубГМУ курируют более 40 тысяч пациентов, выполняют около 12 тысяч оперативных вмешательств, проводят свыше 90 тысяч консультаций и 10 тысяч консилиумов. В этом же списке — порядка 20 тысяч экспертных оценок качества оказания медицинской помощи, а также 900 научных медицинских экспертиз, выполненных по обращению МЗ Краснодарского края и Территориального фонда ОМС Краснодарского края.

Читайте также: Волонтеры КубГМУ: «красная зона» и помощь старикам

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх